|
"Мосфильм" крупнейшая киностудия страны, за свою 90-летнюю историю снявшая более 2 500 фильмов. В разные годы здесь работали очень многие известные советские режиссёры, чьи картины много раз входили в «Золотой фонд отечественного и мирового киноискусства»: Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, Григорий Александров, Михаил Ромм, Григорий Чухрай, Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Вадим Абдрашитов, Исидор Анненский, Александр Птушко и многие многие другие... ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ КИНОСТУДИИКИНОАТЕЛЬЕ НА ЖИТНОЙКиноискусство в России зародилось сразу после изобретения кинематографа братьев Люмьер. Первый в мире фильм был показан в Париже в 1895 году, а в России сняли фильм уже в 1896 году. Познакомившись с синематографом, царь Николай II остался так доволен новинкой, что под его протекцией кинопроизводству в России был дан полный ход и свободное его распространение.
Так уже в начале 20 века в России было организовано несколько киноателье, среди которых особенно выделялись Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева.
«Развитие собственного производства картин поглотило все мое внимание, все помыслы, мечты и думы. Я купил на Житной улице участок земли, со старыми домишками, которые можно было расценивать только как строительный материал. На этот участок я перенес ателье из Крылатского, чтобы отныне работать круглый год. Работы начались весной, велись усиленным темпом и в июне 1912 года были уже закончены» - так вспоминал в своих мемуарах Ханжонков. Именно его кино-ателье на улице Житной (площадью всего 400 кв.м) и стало впоследствии основой будущего Мосфильма.
После октябрьской революции, Советское правительство конечно обратило внимание на кино, как на мощнейший инструмент пропаганды, и в 1919 году был выпущен специальный указ о национализации всех существовавших на тот момент частных киноателье. Кстати фраза В.И.Ленина о значении кинематографа полностью выглядела так "Пока народ безграмотен, для нас важнейшим из искусств является кино и цирк…"
В 1923 году после национализации и капитального ремонта киноателье Ханжонкова превратилось в Первую фабрику Госкино. Другая, фабрика - Третья, разместилась в бывшем ателье Ермольева в Брянском переулке, недалеко от Киевского вокзала. Их объединение в 1923 году положило начало будущему «Мосфильму». В ноябре 1923 года на новой киностудии закипела работа над фильмом режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь». На большие экраны кино показали в январе 1924 года, именно эта дата стала официальным днем рождения "Мосфильма". «Я пришел туда в 1924 году, — вспоминал известный режиссер Мосфильма Абрам Матвеевич Роом. - Все только еще складывалось. Это было деревянное здание, очень наивное, очень старинное — не в музейном смысле, а просто старое. В нем было тесновато, не всегда удобно, но уютно. Без приглашений, без зарплаты, как на работу, приходили Бабель, Шкловский. Асеев, Брик, брались за все, помогали делать надписи, делились идеями, критиковали беззастенчиво. Это был наш дом на Житной; названия менялись каждые два года, а мы все звали его просто «Житная», и долгие годы потом вспоминали этот неповторимый аромат начала, юности искусства. Мы были молоды. И молодо было само искусство кино, которому все на Житной отдавали себя целиком, не заботясь о времени. Аппаратура еле дышала, не было транспорта, но именно там, на Житной, сделаны фильмы, послужившие основой для нашего кино. Мы все очень дружили. Ругались, спорили, ссорились даже, но дружили. Маленький просмотровый зал был поделен ситцевой занавеской на две части, в одной половине я монтировал «Бухту смерти», за занавеской работал Эйзенштейн. Время от времени мы отбрасывали занавеску и смотрели друг на друга, что получается. Споры при этом начинались невообразимые.
Механики, лаборанты принимали во всем этом горячее участие. Мы приходили в тесную лабораторию, проявщик доставал из воды раму с мокрой пленкой, волнуясь не меньше нас. Все было кустарно, все делалось руками, и, может быть, поэтому в старых картинах я до сих пор ощущаю теплоту этих рук.
Идеи рождались не запланировано, приходили из жизни, может быть, потому, что маленькая студия не была в этой жизни обособленным островком. Токи времени пронизывали ее, словно лучи Рентгена, и в ответ на вопросы, которые задавало время, приходили фильмы...».
В середине 20-х, вместе с такими значимыми картинами как «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, впервые заявили о себе еще неизвестные режиссеры Фабрики Госкино, ставшие впоследствии широко известными, - Лев Кулешов, Абрам Роом, Всеволод Пудовкин.
Фильмы стали главным рупором о жизни в Советской России. Возросший темп работ по производству кинокартин, всё больше требовал больших площадей, места, техники и людей «Крошечное ателье на Житной улице, своими стеклянными боками с фиолетовыми занавесками скорее походило на старое фотоателье», - вспоминал впоследствии Сергей Эйзенштейн. При этом всё осложнялось тем, что многочисленные второстепенные работы при создании делались в разных местах – проявление пленок, пошив сценических костюмов и реквизита – производилось в разных районах по всей Москве, что конечно часто тормозило процесс съемок.
СТРОИТЕЛЬСТВО КИНОГОРОДА Столкнувшись с острой нехваткой места было решено начать строительство с поистине богатырским масштабом - целого киногорода. В одном месте должны были разместиться все необходимые для кинопроизводств работы, без потери времени, где удобно, компактно и целесообразно должны были разместиться все службы, необходимые для съемок фильма. Обеспечивающие полный цикл изготовления фильма - постановка кинокартины, провести монтажные и тонировочные работы, проявку и печать пленки, вплоть до выпуска тиража фильма в прокат. Такого в Европе еще не было. Неким аналогом такого киногорода был Голливуд, конечно еще больший по размаху, с которым то и познакомились молодые режиссеры Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ во время поездки в США в 20-е годы.
Бесспорное преимущество централизованной застройки нового Мосфильма, стало впоследствии эталонным образцом при строительстве других киностудий в Советском Союзе. 20 ноября 1927 года на Ленинских горах (близ хутора Потылиха) произошла торжественная закладка новой кинофабрики. На пригласительных билетах было тщательнейшим образом расписано, как доехать и пройти пешком к месту, где спустя пару лет поднимутся корпуса киностудии «Мосфильм». Там была уже самая окраина города и дальше начиналось настоящее Подмосковье - деревеньки с маленькими деревянными домиками, садами и огородами. На Воробьевых горах еще стоял тогда летний павильон, куда москвичи приезжали отдохнуть в выходные дни и попивая чай из самовара, любовались деревенскими избами Лужников, за которыми от заставы к заставе зажигались в темной ночном небе огни редких электрических столбов...
К началу 1931 года в еще не отделанное до конца здание началось переселение Первой и Третьей кинофабрик «Союзкино». 9 февраля 1931 года наконец состоялось торжественное открытие новой кинофабрики. Уже в марте она была объединена с Московской звуковой фабрикой на Лесной улице и получила название Московская объединенная фабрика «Союзкино» имени Десятилетия Октября.
Мосфильм тогда представлял удручающее зрелище, достроенный лишь на одну треть, казалось что вести сейчас съемки в нем не возможно, но тем не менее работа по созданию фильмов здесь началась сразу же.
Работы начались и тут же уперлись в проблему, кино обрело голос и звук, но план, по которому возводился «Мосфильм», был разработанн еще в 20-е годы, когда кино было еще немыми. Поэтому возведенные павильоны совершенно не были приспособлены для съемок со звуком, и производство звуковых картин в этих условиях стоило на тот момент работникам Мосфильма больших трудов. Серьезные работы по аудио подготовке первых четырех съемочных павильонов были закончены уже после Великой Отечественной Войны.
Но все эти преграда и трудности не помешали сотрудникам Мосфильма выпустить в первые же десятилетия такие популярные фильмы как: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», в которых сверкала звезда кинематографа тех времен - актриса Любовь Орлова. В эти же годы Иван Пырьев снимал комедии «Трактористы» и «Свинарка и пастух», в которых главные роли исполняла еще одна звезда советского экрана 30-х годов - Марина Ладынина. В кинокартине Константина Юдина «Девушка с характером» зрителей восхитила Валентина Серова, а блистательную Фаину Раневскую в картине Татьяны Лукашевич «Подкидыш» публика запомнила сразу и надолго.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА Осенью 1941 года, когда немецкие войска молниеносно продвигались вглубь СССР в сторону Москвы, было решено все киностудии эвакуировать на восток в Алма-Ату. Почти половина всех сотрудников Мосфильма - 950 человек, добровольно отказались от выданной им брони и записались добровольцами в дивизии народного ополчения и в Особую 3-ю Московскую Коммунистическую стрелковую дивизию. Впоследствии 685 работников студии были награждены почетными орденами и медалями, но 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта. Уйдя добровольцами, остались героями...
В корпусах Мосфильма на Воробьевых горах в то время остался рабочим лишь одни цех, в котором бригада мастеров и сотни обычных подростков выполняли военные заказы, производя необходимые фронту части для реактивных снарядов и военных лодок.
В конце 1941 года на базе местной Алма-Атинской студии художественных фильмов и эвакуированных «Мосфильма» и «Ленфильма» — возникла Центральная Объединенная Киностудия художественных фильмов (ЦОКС). В чрезвычайно короткие сроки было моментально налажено производство фильмов - вместо привычных павильонов использовался цирк «шапито», под его огромным куполом помещались крупные макеты и фоны, съемка фильмов происходила в неприспособленных помещениях, при катастрофической нехватке актеров, техники, работников, в условиях жесточайшего дефицита пленки и сложной аппаратуры. Чинить технику приходилось буквально на коленке, из того что было.
В этот период встал вопрос, что делать с незавершенными довоенными фильмами, съемки которых начались еще в мирное время - как например «Свинарка и пастух». Режиссер Иван Пырьев вспоминал: «Я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет никакого смысла. Многие члены нашей съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, «запасных», осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвести в казармы, во двор въехала легковая машина студии... меня тут же «извлекли» из строя, посадили в машину и увезли обратно. Оказывается, было получено указание съемки «Свинарки» во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать. Четыре месяца, в период вражеских налетов на Москву, мы снимали наш фильм... 12 октября мы сдали «Свинарку» руководству Комитета, а 14-го срочно вместе со студией вынуждены были эвакуироваться в Казахстан».
В годы войны и тягот, людям нужен был не только отдых и еда, но и как-никогда требовалась отдушина. Именно поэтому на весь военный период кинопроизводство было приравнено к военному – несмотря ни на что в военные годы продолжали сниматься задорные комедии и фильмы, поддерживающие боевой дух. Многие актеры выезжали на фронт в составе особых фронтовых бригад, да и просто воевали наравне с обычными солдатами (Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Владимир Басов, Михаил Пуговкин, Владимир Этуш, Иннокентий Смоктуновский, Зиновий Гердт и многие многие другие).
В конце 1942 года, при первой возможности, было решено восстановить киностудию «Мосфильм». Необходимо было продолжить вновь работу всех производственно-технических и подсобных цехов, и из Алма-Аты стали возвращаться сотрудники Мосфильма. На студию командировались демобилизованные из армии после ранений старые работники. Кроме того, на Мосфильме было учреждено маленькое художественно-ремесленное училище для подготовки новых кадров. И в самый разгар войны, в 1943 году все основные цеха студии Мосфильма уже работали с полной загрузкой. Всего за годы войны на «Мосфильме» было выпущено более двадцати фильмов, в том числе и знаменитые картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Нашествие» Абрама Роома и прочие.
На центральной площади "Мосфильма" перед самым главным корпусом к 20-летию Победы был торжественно открыт обелиск в память о всех погибших работников студии. Отсюда они отправились на защиту Москвы и 146 человек отдали свои жизни за свою Родину. Каждый год в мае здесь проходят праздничные митинги, где чествуют ветеранов Великой Отечественной войны. Рядом расположен монумент – специально сделанный для съемок картины «Оптимистическая трагедия», он навсегда остался стоять на площади как символ несокрушимого мужества.
Несмотря на тяжелые военные годы киноискусство продолжало развиваться, и в 1944 году на созданной в студии аппаратуре был снят первый цветной фильм – «Иван Никулин – русский матрос» (реж. И.Савченко). А уже в 1946 году фильм Александра Птушко «Каменный цветок» был награжден Международной премией на Канском фестивале за лучшее использование цвета.
В это время на студии работали такие мастера как Александр Довженко, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Сергей Юткевич, Борис Барнет, Лео Арнштам, Александр Птушко, Александр Зархи, Михаил Калатозов и другие. Несмотря на то, что в первое послевоенные годы, как и в годы войны Мосфильм, как и весь советский кинематограф, не пополнялся новыми молодыми режиссерами, ситуация с нехваткой новых кадров стала стремительно меняться к середине 50-х, началу 60-х годов. Этот период стал эпохой открытия новых, молодых талантов в советском кино. В это время Григорий Чухрай выпускает свои кино шедевры: «Сорок первый» и «Баллада о солдате» сразу покорившие сердца зрителей, Сергей Бондарчук на первом Московском кинофестивале получил награду за фильм «Судьба человека», «Летят журавли» Михаила Калатозова были удостоены Золотой пальмовой ветви на XI Международном кинофестивале в Канне, Эльдар Рязанов стал очень популярен после фильмов «Карнавальная ночь» и «Берегись автомобиля», Георгий Данелия и Игорь Таланкин выпустили свою первую картину «Сережа».
60-е годы добавили новых режиссерских талантов: Тарковский снял «Иваново детство» и по другому раскрыл русскую историю в фильме «Андрей Рублёв», Андрон Михалков-Кончаловский раскрывает простые, но глубокие внутренние проблемы деревни в кино «Асино счастье», Элем Климов выпускает знаменитую картину «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», Марлен Хуциев снял ставший культовым фильм «Июльский дождь», Владимир Мотыль в это же время создаёт фактически новый жанр русского «истерна» фильмом «Белое солнце пустыни», Леонид Гайдай покоряет миллионы зрителей своими неувядающими до сих пор комедиями: «Кавказская пленница» и «Операция Ы», а Сергей Бондарчук - военной эпопеей «Война и мир» - признанной в мировом киноискусстве одной из самых сложных картин в постановочном плане. В эти годы на студии работали Александр Алов и Владимир Наумов, Лариса Шепитько, Владимир Басов, Юрий Озеров, Александр Митта, Ролан Быков и многие другие. Одновременно с молодыми режиссерами продолжали удивлять и радовать своими фильмами мастера старшего поколения - Михаил Ромм снял «Девять дней одного года», Александр Зархи - «Высоту».
В 60-е годы на «Мосфильме» было организовано крупнейшее и первое в СССР кино-объединение, где появилось ставшее популярным многосерийное кино. Именно здесь в в 60-80 годы были сняты популярные фильмы, такие как «Вызываем огонь на себя» и «Операция Трест» режиссера Сергея Колосова, «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Михайло Ломоносов» Александра Прошкина.
В 70-е годы Мосфильм прогремел такими фильмами «Ирония судьбы или С легким паром!» и «Служебный роман» Эльдара Рязанова, «Калина красная» Василия Шукшина, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова и многие другие.
Но золотой век "Мосфильма" отнюдь не прошел, на студии появлялись новые замечательные картины - «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Мы из джаза» и «Курьер» Карена Шахназарова, «Чучело» Ролана Быкова, «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова.
В годы перестроечного хаоса "Мосфильм" сумел пережить разруху и упадок, и продолжать делать фильмы, самые значимые из которых «Гардемарины» Светланы Дружининой, «Ширли-Мырли» Владимира Меньшова, «Звезда» Николая Лебедева и другие. Киностудия продолжает успешно работать и по сей день, прошла несколько технических модернизаций, обновила фонды и ведет съемки новых фильмов.
Надеемся будут среди них и шедевры сродни картинам прошлых лет!
ЭМБЛЕМА «МОСФИЛЬМА» После окончания Великой Отечественной Войны для главной и крупнейшей киностудии СССР было принято решение создать узнаваемую эмблему. Конкурс выиграла композиция «Рабочий и колхозница», как нельзя лучше олицетворявшая единение крестьян и рабочего класса, объединенные достижения и успехи СССР.
Специально для «Мосфильма» Вера Ивановна Мухина сделала небольшой макет своей знаменитой скульптуры и отправила её на киностудию. Эта эмблема в течение многих лет практически без изменений красуется на всех фильмах "Мосфильма", продолжая оставаться главным символом киностудии.
Впервые эмблема появилась в фильме «Весна» режиссера Григория Александрова в 1947 году.
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ КИНОСТУДИИ: 1923—1930 — Первая фабрика «Госкино» 1931—1930 — Московская объединённая кинофабрика «Союзкино» 1931—1934 — Киностудия "Москинокомбинат" 1935—н.в. — Киностудия «Мосфильм»
ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ КИНОСТУДИИ "МОСФИЛЬМ":
| |